“Искусство кино” – ведущий отечественный журнал, посвященный проблемам киноискусства. Выходит с 1931 г. (в 1931 – 1932 гг. журнал назывался «Пролетарское кино», в 1933-1935 гг. – «Советское кино»). Редакторами журнала в разные годы были Всеволод Пудовкин, Иван Пырьев, Людмила Погожева, Евгений Сурков, Даниил Дандурей. В журнале печатались статьи самых известных советских и российских кинорежиссёров, культурологов, теоретиков кино. Среди них – Сергей Эйзенштейн, Александр Довженко, Виктор Шкловский, Лев Аннинский, Сергей Параджанов, Андрей Тарковский, Виктор Некрасов, Александр Зархи, Михаил Швыдкой и др. В журнале выходили аналитические материалы, посвященные актуальным проблемам теории и истории российского и мирового кинематографа, сценарии, обзоры крупнейших фестивалей, мемуары выдающихся деятелей культуры. В последние десятилетия «Искусство кино» постоянно публикует работы, содержащие анализ художественной практики всех видов искусства, а также различных философских, исторических и социо-культурологических вопросов.
Литературно-художественный журнал «Звезда» был основан в январе 1924 года в Петрограде. Первым редактором журнала был дипломат, будущий посол СССР в Англии, Иван Майский. В первом номере издания, в статье «От редакции», «Звезда» сообщила, что ставит своими целями «возобновление вековой традиции толстых журналов» и «воспитание новой, выдвинутой революцией, рабоче-крестьянской интеллигенции».
С самого начала «Звезда» публиковала стихи, художественную прозу, рецензии, но также публицистические и научно-популярные материалы, обзоры международной политики и т. д. В «Звезде» были впервые опубликованы поэма С. Есенина «Песнь о великом походе», романы Б. Лавренева «Сорок первый», «Города и годы» К. Федина, 3-я книга «Жизни Клима Самгина» М. Горького, «Смерть Вахир-Мухтара» Ю. Тынянова, рассказы М. Зощенко, Алексея Толстого, М. Шагинян, стихи О. Мандельштама, В. Ходасевича, Н. Асеева, И. Уткина, Н. Клюева, А. Ахматовой, А. Твардовского.
В 1941 г. вышло 9 номеров журнала, потом «Звезда» прекратила свой выход, но была возобновлена уже весной 1942 г, когда в блокированном немцами Ленинграде вышел номер 1–2 журнала. После этого выход издания не прекращался. В период Великой Отечественной войны в «Звезде» публиковались произведения М. Дудина, В. Инбер, О. Берггольц, Н. Тихонова, Вс. Рождественского, Д. Лихачева.
Вскоре после окончания войны над «Звездою» начали сгущаться тучи. В апреле 1946 г. Сталин назвал журналы «Звезда» и «Новый мир» «худшими советскими журналами». В августе 1946 г. был снят с должности главный редактор «Звезды» В. Саянов. 14 августа вышло постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (опубликовано в номере 7–8 «Звезды» за 1946 г.). Постановление подвергло острой критике редакционную политику обоих журналов. Их обвинили в «аполитичности», публикации «безыдейных, пошлых, пустых произведений», примером которых были названы, в первую очередь, рассказы Михаила Зощенко (в частности, рассказ «Приключения обезьяны», вышедший в номере 5–6 «Звезды» за 1946 г.) и стихотворения Анны Ахматовой. В постановлении сообщалось о закрытии журнала «Ленинград» и об изменениях в руководстве журнала «Звезда». Новым главным редактором стал А. Еголин (с сохранением за ним должности заместителя начальника Управления пропаганды ЦК ВКП(б)). В сентябре 1946 г. Зощенко и Ахматова были исключены из состава Союза писателей СССР, их книги были убраны из книготорговой сети и библиотек страны.
Несмотря на публичный разгром, в послевоенные годы «Звезда» продолжала считаться одним из ведущих «толстых» литературно-художественных журналов страны. В журнале публиковались ленинградские авторы, а также писатели из других городов (в их числе К. Симонов, В. Лацис, В. Шукшин и др.). «Звезда» сохраняла репутацию интеллигентного и прогрессивного издания. После распада СССР журнал, в качестве соредакторов, возглавили писатели Я. Гордин и А. Арьев. Журнал по-прежнему публикует художественные произведения, поэзию, критику и старается выполнять задачи, сформулированные создателями «Звезды» еще в 1924 г. – «следовать вековой традиции толстых журналов» и «воспитывать новую интеллигенцию».
Один из самых известных советских и российских литературно-художественных журналов, «Октябрь», был создан в 1924 г. как орган Московской ассоциации пролетарских писателей (МАПП). В 1934–1957 гг. издателем журнала был Союз писателей СССР, с 1958 г. по 1990 г. – Союз писателей РСФСР.
В 1961–1973 гг. главным редактором журнала был писатель Всеволод Кочетов, в 1960-е гг. – один из самых заметных представителей консервативного (сталинистского) направления в советской литературе. При нем «Октябрь» стал трибуной советских ортодоксальных коммунистов и русских почвенников. В 1969 г. (№№9-11) Кочетов опубликовал в «Октябре» свой роман «Чего же ты хочешь?», направленный против «разложения советского общества западной псевдокультурой и пропагандой». Кочетов остро критиковал в романе ведущих представителей советской литературы периода Оттепели (например поэта А. Вознесенского), резко высказывался против представителей дружественной СССР компартии Италии, обвиняя их в «ревизионизме». Роман произвел эффект разорвавшейся бомбы. За номерами «Октября» стояли очереди, оттисками романа спекулировали. Радикализм Кочетова был слишком велик даже для руководства СССР. «Чего же ты хочешь?» в виде отдельной книги был издан небольшим тиражом в Минске, фактически оказавшись недоступным для широкой читательской аудитории. В 1970-е – 1980-е гг. роман более не переиздавался. По цензурным соображениям его не разрешили включить даже в собрание сочинений Кочетова, вышедшее в 1989 г.
В 1973 г. тяжело больной Кочетов застрелился. После его гибели главным редактором «Октября» был назначен писатель Анатолий Ананьев, занимавший эту должность до своей кончины в 2001 г. Журнал постепенно перестал быть консервативным изданием, занимая все более и более либеральные позиции. В период Перестройки в «Октябре» публиковались А. Вознесенский, Е. Евтушенко, А. Адамович, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф. Искандер. Журнал первым напечатал ранее запрещенные «Реквием» А. Ахматовой, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, произведения А. Деникина, А. Сахарова, С. Давлатова, А. Синявского. В 1989 г. «Октябрь» вступил в конфликт с правлением СП РСФСР, члены которого скептически относились к переменам, происходившим в стране. Конфликт стал причиной того, что журнал разорвал отношения с Союзом писателей, в 1990 г. став независимым изданием (одним из первых в СССР).
В 1990-е гг. тираж «Октября» постоянно сокращался. Достигнув своего пика в 1989 г. (тогда он составлял 380 000 экземпляров), к 1994 г. он упал до 38 200 экземпляров. Тем не менее, «Октябрь» продолжал быть одним из самых известных «толстых» литературно-художественных журналов страны. Журнал печатал произведения А. Наймана, Э. Радзинского, Л. Петрушевской, С. Юрского, Б. Хазанова, И. Волгина, других писателей, поэтов, общественных деятелей. В 2002 г. «Октябрь» возглавила литературный критик и сотрудник журнала с 1980-х гг. Ирина Барметова. В середине 2010-х гг. тираж «Октября» сократился до 1000 экземпляров. В начале 2019 г. журнал был закрыт.
Конструктивистский журнал «Кино-фот», выходивший под редакцией художника и теоретика искусства Алексея Гана, объединял вокруг себя радикальных кинорежиссёров и литераторов. В журнале публиковались Владимир Маяковский, Дзига Вертов, Леонид Кулешов, Николай Тихонов, Борис Арватов. Иллюстрации для журнала готовили художники Александр Родченко и Варвара Степанова. Журнал задумывался как еженедельный, тем не менее 1 раз в неделю он никогда не выходил. Первый номер «Кино-фот» вышел в августе 1922 г., до конца года вышло еще 4 номера журнала. Последний номер (№6) вышел в январе 1923 г. После этого издание журнала было прекращено.
В первом номере журнала киновед Ипполит Соколов назвал кино «центральной проблемой философии, науки и искусства» ХХ века. По его мнению, кино должно заменить газеты, утвердиться в школе, стать помощником ученых различных специальностей, международным языком будущего. Алексей Ган в программной статье «Кинематограф и кинематография» провел разделение между двумя понятиями, указанными в заголовке его статьи, связав кинематограф с прошлым и настоящим, а кинематографию с пролетарским будущим. Дзига Вертов в том же номере журнала пошел еще дальше, фактически отвергнув и кинематографию. Он назвал кинематографистов «стадом старьевщиков, недурно торгующих своим тряпьем» и противопоставил им «киноков», истинных подвижников киноискусства, прежде всего, самого себя и своих товарищей.
Вертов и другие авторы «Кино-фот» выступили против игрового кино, настоящим кино они считали только кино документальное. Журнал публиковал рецензии на серию новостных документальных фильмов (кинохроники) «Киноправда», которую выпускал Вертов и его коллеги в 1922 г. Авторы «Киноправды» стремились сделать ее кино-аналогом газеты «Правда». Согласно их замыслу 20-минутная кинохроника должна была не просто сообщать новости, но и быть «коллективным пропагандистом, агитатором и организатором». Всего вышло 23 серии «Киноправды». В рецензии на 13-ю серию «Кино-фот» писал, что основная задача советской кинематографии, это фиксация революционного быта на экране. Для этого кино нужен «свежий работник», который «не зацапан потными руками прекрасного» и может создать «кино-газету» и «кино-журнал» для масс.
Взгляды авторов «Кино-фот» были слишком радикальны для большинства деятелей советской культуры. В 4-м номере журнала вышла статья с говорящим названием «Мы знаем, что наши товарищи нас не слышат». Анонимный автор статьи признавал: «Мы знаем, что граждане в среде которых мы живем, нас не любят». Несмотря на все старания «Кино-фот», «завтра могут появиться тысячи русских и заграничных художественных кино-картин». Автор соглашался с тем, что «новая кинематография» находится в трудном положении, но выражал готовность принять бой с «кино-дельцами, киностарьевщиками, кино-подагриками и кино-спекулянтами». Хотя точка зрения журнала не нашла понимания у современников, его материалы до сих пор вызывают интерес у историков и любителей кино. Статьи, публиковавшиеся в «Кино-фот», можно назвать классикой теории кино и теории искусства.
Ежемесячный «Кино-журнал Ассоциации революционной кинематографии (АРК)» выходил в 1925 г. (вышло 9 номеров журнала, номера 4–5, 6-7 и 11-12 были сдвоенными) и в январе — марте 1926 г. (вышло три номера).
АРК возникла в 1924 г. в Москве и объединяла профессионалов – работников кино. В середине 1920-х гг. АРК была ведущей организацией советских кинематографистов. «Кино-журнал А.Р.К.» публиковал материалы, посвященные различным сторонам киноиндустрии того времени. В журнале выходили рецензии на фильмы, материалы по технике кинопроизводства, теории кино, принципам организации киноиндустрии в СССР, в том числе статистические данные о советских кинотеатрах и кинозрителях, о посещаемости кинотеатров, статьи, посвященные зарубежной кинематографии (журнал много писал о американском и европейском кинематографе, но на его страницах появлялись и материалы посвященные кино в странах Азии). Материалы «Кино-журнала А.Р.К.» являются важным источником по истории советского и мирового кино в 1920-е годы.
В «Кино-журнал А.Р.К.» публиковались, как отечественные специалисты и работники киноиндустрии, так и корреспонденты из-за границы. В числе авторов журнала были режиссёры Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн, Лео Мур, Николай Баклин, сценаристы Хрисанф Херсонский и Борис Гусман, писатели Михаил Кольцов и Виктор Шкловский, звукорежиссёр Владимир Познер (отец журналиста В.В. Познера), художник Казимир Малевич.
В номере 1 журнала за 1926 г. его главный редактор Николай Лебедев опубликовал статью о своей встрече с Максимом Горьким. Из статьи можно было сделать вывод, что Горький очень консервативно и критически относится к кино и не верит в его будущее. Вспыхнул скандал, Лебедев был вынужден извиниться, но это не помогло. Он был уволен, а журнал закрыт. Вместо «Кино-журнала», АРК стала издавать новый журнал «Кино-Фронт», выходивший 1 раз в 2 недели в 1926-1928 гг.
Журнал о кино «Сеанс» основан в 1990 году в Санкт-Петербурге киноведом и режиссёром Любовью Аркус и директором киностудии «Ленфильм» Александром Голутвой. Первоначально журнал издавался как «рекламно-информационный вестник киностудии «Ленфильм», но уже с 3-го номера (вышел в 1991 г.) пометку об этом убрали. «Ленфильм», однако, еще какое-то время продолжал указываться как один из учредителей журнала.
«Сеанс» быстро зарекомендовал себя как как серьёзное киноведческое и искусствоведческое издание. В 2000 г. литературовед Глеб Морев, сам работавший в «Сеансе» в 1998 г., писал, что журнал «объединил новую кино- и арт-критику с новой литературой и журналистикой» и оказался «едва ли не единственным журнальным проектом 90-х, сочетавшим петербургскую разборчивость с доскональным знанием контекста и ясным пониманием задач». По форме «Сеанс» ориентировался на европейские журналы о кино.
В 2000 г. выпуск журнала был прекращен и возобновлен только в 2004 г. Периодичность выхода «Сеанса» оставалась такой же, как и в 1990-е гг., журнал выходил 1-3 раза в год, некоторые номера были сдвоенными. С 2018 г. журнал выходит 4 раза в год.
Среди авторов журнала всегда было много писателей. В «Сеансе» выходили статьи Александра Ипполитова, Марии Степановой, Александра Тимофеевского, Дениса Горелова. С журналом сотрудничали известные режиссёры – Алексей Балабанов, Алексей Герман, Александр Расторгуев, Александр Сокуров, Борис Хлебников. Главным редактором журнала с 1990 по 2020 гг. была Любовь Аркус. С 2020 г. журнал возглавляет актер и кинокритик Василий Степанов.
«Советский экран» была основан в 1925 году как приложение к «Рабочей кино-газете». Первоначально журнал выходил на 6 страницах и продавался только вместе с «Рабочей кино-газетой», отдельно приобрести журнал было нельзя. Однако, уже в том же 1925 г. журнал увеличился в размерах (до 16 страниц) и поступил в свободную продажу. Журнал выходил еженедельно. Первым редактором «Советского экрана» был революционер, дипломат и организатор советской киноиндустрии Кирилл Шутко.
«Советский экран» одновременно ориентировался как профессиональную аудиторию, так и на широкую читательскую публику. Издание публиковало теоретические статьи, посвященные различным сторонам кинематографа, рецензии на фильмы, материалы об актерах и режиссёрах. В журнале публиковались Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Всеволод Пудовкин и др. В 1929 году «Советский экран» был переименован в «Кино и жизнь», а в начале 1931 г. был объединен с журналом «Кино и культура» в новое издание «Пролетарское кино» (в БД «ИВИС» архив «Пролетарского кино» является частью полного архива журнала «Искусство кино»).
В 1939 г. журнал был возобновлен под названием «Советский киноэкран» (выходил до июня 1941 г.). В 1957 г. издание журнала было вновь возобновлено, в этот раз под изначальным названием «Советский экран» (выходил 2 раза в месяц на 24 страницах). В 1960-е – 1980-е журнал приобрел большую популярность среди советских читателей. «Советский экран» публиковал информацию о киноновинках, актерах, режиссерах, кинофестивалях, зарубежном кино.
«Советский экран» был больше, чем просто изданием о кинематографе. Это был своего рода культурный барометр времени, фиксировавший эволюцию советского кино на фоне перемен в общественной и политической жизни. Выходившие в «Советском экране» интервью, кинокритика, беседы с читателями открывали панорамный вид на кинематограф и фиксировали степень его влияния на советскую культуру в целом.
Полный архив «Советского экрана» может представлять интерес для исследователей, преподавателей, студентов, любителей кино, всех интересующихся кинематографом и историей советского общества.
«Серия литературы и языка», выходящая в составе «Известий Российской Академии наук», считается старейшим российским рецензируемым журналом и старейшим отечественным научным изданием по филологии. Свою историю журнал ведет от «Известий Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности», основанного в 1852 году. Это издание выходило до 1863 г., было возобновлено в 1896 г. (под немного измененным названием «Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук»), после чего в неизменном виде издавалось до 1927 г. (с 1917 г. – «Известия Отделения русского языка и словесности Российской Академии наук», с 1926 г. «Известия Отделения русского языка и словесности АН СССР»). В 1927 г. Отделение русского языка и словесности было присоединено к Отделению гуманитарных наук АН СССР, после чего издание журнала было прекращено (ОГН выпускало собственный единый журнал по всем направлениям гуманитарных наук). В 1940 г. Отделение литературы и языка было восстановлено, возобновилось и издание филологического журнала (до 1963 г. он выходил под названием «Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка», а затем «Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка»). В настоящее время издателем журнала является Отделение историко-филологических наук РАН, его редакция базируется в Институте мировой литературы им. Горького (институт входит в состав Отделения историко-филологических наук).
В журнале публикуются исследования в области языка и словесности, лингвистики, истории и теории литературы, фольклористики, а также искусствознания. Авторами журнала являются ведущие российские и зарубежные литературоведы и лингвисты, прежде всего, сотрудники научных институтов РАН. Журнал на протяжении всей его истории характеризовал очень высокий уровень исследований. Многие статьи, опубликованные еще во советский период, сохраняют свою актуальность до сих пор.
Материалы журнала являются важным источником по истории советской и российской филологии. Так, журнал оказался в центре дискуссии о научном наследии академика Н.Я. Марра и значении его «Нового учения о языке». Первым редактором журнала был ученик Марра академик И. И. Мещанинов, в 1940-е гг. журнал был своего рода «трибуной» марризма. Однако, в первой половине 1950 г. в языковедческую дискуссию вмешался И. В. Сталин, поддержавший противников марризма. Мещанинов был снят с должности, а в изданном только в сентябре 1950 г. номере 1 журнала за этот год были опубликованы, ранее вышедшие в «Правде», статьи Сталина, посвященные критике «Нового учения о языке» (в том числе, знаменитая статья «Марксизм и вопросы языкознания. Относительно марксизма в языкознании»), а также статьи ведущих советских филологов, разъясняющих позицию Сталина. Позиция журнала в отношении теории Марра резко изменилась, его автором стал видный противник марризма А. С. Чикобава, как считается, непосредственно консультировавший в этот период Сталина по языковедческим вопросам. К марризму журнал больше не возвращался, однако, на протяжении всей его последующей истории на страницах издания находили свое отражение теории, определявшие развитие отечественной филологии.
Первый номер органа Всеславянского комитета, журнала «Славяне», вышел в июне 1942 г. Сам Всеславянский комитет существовал к этому времени уже больше полугода. Главной задачей основанного в октябре 1941 г. комитета было объединение всех славянских народов в борьбе против нацизма и фашизма. В работе комитета принимали участие, в основном, эмигранты из славянских стран, проживавшие в СССР. Комитет, наряду с другими организациями, осуществлял координацию работы зарубежных славянских организаций просоветской направленности, поддерживал контакты со славянскими общинами в союзных и нейтральных странах. Главой Всеславянского комитета был советский генерал-лейтенант Александр Гундоров. Он совмещал деятельность в комитете с работой начальником Военно-инженерной академии имени Куйбышева, со службой в действующей армии, а с осени 1942 г. с пребыванием на должности начальника инженерной службы Московского округа ПВО.
После проведения 4 апреля 1942 г. в Москве второго Всеславянского митинга (первый митинг состоялся 5 октября 1941 г.) руководство комитета приняло решение об издании собственного журнала. Задачами журнала «Славяне» (как об этом говорилось в редакционной статье, вышедшей в 1-м номере журнала) было разоблачение политики гитлеровцев и их программы уничтожения славянских народов; издание документов о зверствах гитлеровцев над славянами и материалов о национально-освободительной борьбе славянских народов; публикация статей по истории славянских народов; освещение событий, связанных со славянским антифашистским движением в США, Великобритании и других странах; издание библиографических заметок и обзоров литературы.
Начиная с первого номера, в журнале, наряду со статьями и произведениями русских, украинских, белорусских общественных деятелей и писателей, публиковали работы авторов из Чехословакии, Польши, Югославии, Болгарии, США и других стран. Выходили статьи о каждом из славянских народов. В 1942 г. вышло 7 номеров журнала, в дальнейшем журнал издавался ежемесячно.
В 1947 году в Москве на смену Всеславянскому комитету был создан Славянский комитет СССР (формально, Всеславянский комитет не был ликвидирован, но фактически он прекратил существование). Главной задачей нового комитета было поддержание связей с зарубежными славянскими общинами и издание журнала «Славяне». Число иностранных авторов журнала постепенно уменьшилось. После того, как в 1948 г. между СССР и Югославией вспыхнул конфликт и отношения между странами были разорваны, в журнале стали публиковаться материалы резко анти-титовской направленности. В начале 1950-х гг. борьба с «режимом Тито» стала едва ли не главной темой журнала. После смерти Сталина число антиюгославских материалов сократилось, а в 1954 г. публикации по Югославии на какое-то время вообще исчезают со страниц журнала. В центре внимания «Славян» оказались успехи социалистического строительства в СССР и странах Восточной Европы, а также освещение положения славянских общин в США и других капиталистических странах. В 1958 г. было принято решение о закрытии журнала, его последний номер вышел в декабре того же года. Славянский комитет СССР продолжил свое существование, но его финансирование и число сотрудников было резко сокращено. В начале 1960-х гг. в штате комитета остался один человек – его председатель А. Гундоров. В 1962 г. комитет был закрыт.
Советский ежемесячный художественно-литературный, общественный и научно-популярный иллюстрированный журнал «30 дней» был основан в Москве в 1925 году. Среди изданий 1920-х – 1930-х гг. «30 дней» выделялся поистине звёздной командой авторов. Уже в первом номере были опубликованы произведения Владимира Маяковского, Исаака Бабеля, Николая Асеева, Михаила Кольцова и Константина Паустовского.
В дальнейшем в журнале публиковались самые известные советские и многие зарубежные писатели. Среди них Борис Пастернак, Андрей Платонов, Михаил Зощенко, Эдуард Багрицкий, Ольга Берггольц, Виктор Шкловский, Илья Эренбург, Эмиль Кроткий, Давид Бергельсон, Сергей Михалков, Валентин Катаев, Юрий Олеша, Михаил Пришвин, Марина Цветаева, Василий Гроссман, Константин Гамсахурдия, Вера Инбер, Ромен Роллан, Эрнест Хемингуэй, Карел Чапек, Гийом Аполлинер и др.
В номерах 1-7 журнала за 1928 год был впервые опубликован роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». В номерах 1-7 за 1931 год в журнале (также впервые) опубликовали роман «Золотой теленок». В номере 8 за 1931 г. на оба романа вышла развернутая рецензия бывшего наркома просвещения Анатолия Луначарского «Ильф и Петров». Оба романа дописывались уже во время журнальной публикации. В некоторых отношениях вариант романов, опубликованный в «30 дней», отличался от вышедшего впоследствии книжного издания.
Первым редактором журнала был Василий Регинин, затем журнал возглавляли Василий Соловьев, Петр Павленко и др. С 1937 г. «30 дней» издавался вообще без главного редактора и тем не менее ему удавалось привлекать известных авторов и сохранять популярность у читателей. Последний номер «30 дней» вышел в июне 1941 г. После начала Великой Отечественной войны его выпуск был прекращен, в дальнейшем издание журнала возобновлено не было.
«Проблемы Китая» – первый советский научный синологический журнал. Издателем журнала был Научно-исследовательский институт по Китаю. Институт возник как подразделение Коммунистического университета трудящихся Китая (КУТК). После закрытия университета в 1930 г. Научно-исследовательский институт по Китаю перешел в ведение Коммунистической академии при ЦИК СССР. В 1932 г. институт вошел в состав Колониального сектора Института мирового хозяйства и мировой политики (ИМХиМП) при Коммунистической академии. Ответственным редактором журнала был ученый и сотрудник Коминтерна Павел Миф, с 1927 по 1929 гг. занимавший пост ректора КУТК.
Журнал публиковал статьи ведущих советских китаеведов того времени: Евгения Иолка, Людвига Мадьяра, Георгия Кара-Мурзы, Петра Гриневича, Марка Казанина и др., политических деятелей (Карла Радека, Георгия Сафарова), а также китайских авторов. В основном, журнал занимался современной политической и экономической ситуацией в Китае, где в это время шла гражданская война, участниками которой были правящая партия «Гоминьдан», коммунисты, некоторые другие силы, и в которую все более и более вмешивалась Япония. Материалы журнала дают достаточно интересную картину этого сложного периода китайской истории. СССР активно участвовал в происходящих в соседней стране процессах, поддерживая коммунистов, которые контролировали часть территории Китая, на которой в 1931 г. была провозглашена Китайская Советская Республика. Статьи, опубликованные в «Проблемах Китая», несмотря на идеологическую ангажированность, содержат глубокий и разносторонний анализ происходивших в стране событий. Научная актуальность многих публикаций журнала сохраняется до сих пор.
За весь период издания «Проблем Китая» вышло 14 номеров журнала. В феврале 1936 г. Коммунистическая академия была ликвидирована, а входящие в ее состав институты переданы в Академию наук СССР. В результате внутренних изменений в ИМХиМП, прошедших после включения института в состав АН СССР, Научно-исследовательский институт по Китаю был ликвидирован. Вместе с ним был закрыт и журнал «Проблемы Китая».
Журнал «ЛЕФ» был основан в Москве в 1923 г. по инициативе поэта Владимир Маяковского. Он же стал его главным редактором. Журнал был органом созданного за год до этого «Левого фронта искусств», объединения литераторов, называвших себя «левыми футуристами», «большевиками искусства». Наряду с Маяковским, в объединение входили Осип Брик, Николай Асеев, Сергей Третьяков, Борис Арватов, Николай Чужак, к ЛЕФу примыкали Борис Пастернак, Исаак Бабель, Виктор Шкловский, кинорежиссёры Дзига Вертов и Сергей Эйзенштейн.
В манифесте «За что борется ЛЕФ», опубликованном в первом номер журнала, Маяковский и другие основатели ЛЕФ провозгласили своей задачей создание искусства, которое будет революционным не только по содержанию (как у «пролетарских писателей»), но и по форме. ЛЕФ планировал заниматься революционной агитацией, подтверждать теории левого, революционного искусства «действием», т.е. созданием художественных произведений «высшей трудовой квалификации». ЛЕФ намеревался бороться за искусство как «строение жизни». Авторы манифеста выступили против «монополизации революционности в искусстве». Полемизируя с другими художественными течениями, ЛЕФ считал, что сможет доказать свою правоту «правильностью своей агитации, силой делаемых вещей».
С 1923 г. по 1925 г. вышло 7 номеров «ЛЕФа», после чего он закрылся из-за нерентабельности. Журнал публиковал статьи по теории искусства, литературоведению, а также поэзию (например, Маяковского, Пастернака, В. Хлебникова, Асеева) и прозу. Именно в «ЛЕФ» были впервые опубликованы рассказы Бабеля «Король» и «Как это делалось в Одессе», а также отрывки из «Конармии».
В 1927 г. журнал был возобновлён под названием «Новый ЛЕФ». Главным редактором все также был В.В. Маяковский. В августе 1928 г. он, Брик, Асеев и некоторые другие участники «ЛЕФ» покинули это объедение. Главным редактором журнала «Новый ЛЕФ» стал поэт С. Третьяков. Под его руководством журнал выходил до декабря 1928 года, когда он был окончательно закрыт. Всего вышло 22 номера «Нового ЛЕФа» (журнал выходил ежемесячно, номера 8-9 и 11-12 за 1927 г. были сдвоенными). «Новый ЛЕФ» был тоньше «ЛЕФа» (новый журнал выходил на 48 страницах), но тематика и команда авторов остались прежними. В конце 1928 г. объединение «ЛЕФ» закрылось. В номере 12 за 1928 г. в статье «Продолжение следует» Третьяков подвел итоги деятельности «Левого фронта искусств». Поэт назвал главной причиной неудачи «ЛЕФовцев» их неспособность влиться «в море массовости» и призвал переходить к «литературе факта».
Литературно-художественный ежемесячный журнал «Знамя» был основан в 1931 году как издание ЛОКАФ (Литературного объединения Красной армии и флота) и первое время выходил под тем же названием («ЛОКАФ»). В 1933 г. издатель журнала принял решение поменять его формальное и не слишком запоминающее название на более звучное – «Знамя». В 1934 г. журнал стал органом Союза писателей СССР.
С самого начала каждый номер «Знамени» можно было условно разделить на две части. В первой публиковались полные тексты художественных произведений и поэзия, во второй – литературоведческие статьи, рецензии, библиография и т. п. В журнале публиковались ведущие советские писатели, поэты, литературные критики. В их числе Анна Ахматова, Александр Твардовский, Юрий Нагибин, Самуил Маршак, Евгений Евтушенко, Борис Пастернак, Юрий Левитанский, Маргарита Алигер, Константин Паустовский, Юрий Тынянов, Эммануил Казакевич, Юрий Казаков, Юрий Трифонов, Василь Быков, Виктор Некрасов. В номере 5 «Знамени» за 1948 г. была опубликована повесть Э. Казакевича «Двое в степи». Повесть была разгромлена литературной критикой, «Знамя» было обвинено в недостаточном разоблачении космополитизма, а ряд его сотрудников, в том числе главный редактор Всеволод Вишневский, отстранены от работы.
В 1986 г. «Знамя» возглавил писатель Григорий Бакланов. В период Перестройки журнал вошел в ряд любимых читателями «толстых журналов». В «Знамени» публиковались произведения ранее запрещенных авторов (Варлама Шаламова, Михаила Булгакова, Андрея Платонова, Евгения Замятина и др.), а также таких писателей, как Фазиль Искандер, Андрей Битов, Виктор Пелевин, Тимур Кибиров. Тираж журнала достигал одного миллиона экземпляров.
В 1990-е гг. журнал вышел из структуры Союза писателей и стал независимым изданием. С 1993 г. главным редактором «Знамени» является литературный критик Сергей Чупринин. Несмотря на то, что в определенный период практически единственным источником дохода для журнала были средства, полученные от подписки и продажи номеров, выход «Знамени» не прекращался. Журнал сохранил свою структуру. В «Знамени», по-прежнему, публикуются художественные произведения, литературоведческие работы и рецензии. «Знамя», как и другие «толстые журналы», является своего рода «зеркалом» отечественной литературы на протяжении почти 100 лет.
Российский общественно-политический и литературный журнал «Наш современник» был основан в 1933 году как литературный альманах, своеобразная литературная летопись социалистического строительства. Альманах отсчитывал годы советской власти уже самим своим названием. Оно вело летоисчисление от Октябрьской революции и менялось каждый год. В первый год издания альманах назывался «Год шестнадцатый», далее «Год семнадцатый» и т.д. Всего с 1933 по 1938 гг. вышло 16 номеров альманаха, в 1948-1955 гг. еще 21 номер. С 1939 по 1947 гг. альманах не выходил.
Инициатором издания альманаха был Максим Горький. В первом номере был опубликован отредактированный вариант его пьесы «Егор Булычев и другие», впервые вышедшей в 1932 г. В дальнейшем именно этот вариант использовался советскими театрами для постановок пьесы. Также в первом номере были опубликованы произведения К. Паустовского, Э. Багрицкого, Вс. Иванова, М. Кольцова, других авторов. В дальнейшем в номерах альманаха публиковались известные писатели и деятели культуры (В. Гроссман, С. Маршак, В. Пудовкин, Н. Тихонов, К. Федин, М. Алигер, А. Твардовский и др.). Наряду с советскими авторами, альманах публиковал произведения писателей прошлого (например, Л. Толстого), а также работы государственных деятелей (так, в 1937 г. там вышли статьи прокурора СССР А. Вышинского).
В 1956 г. альманах был преобразован в полноценный литературный журнал. Задачи журнала оставались прежними: «быть зеркалом современности, вести боевую и страстную летопись событий». Этим задачам соответствовало и название нового журнала – «Наш современник».
В 1970-х гг. «Наш современник» много внимания уделял одному из наиболее заметных явлений в тогдашней отечественной литературе – т.н. «деревенской прозе». В журнале выходили произведения В. Шукшина, Ю. Бондарева, В. Распутина, В. Астафьева, Ф. Абрамова, В. Белова. Во второй половине 1980-х гг. «Наш современник» стал одним из ведущих изданий патриотической направленности. В постсоветский период в журнале публиковались известные российские политики: Г. Зюганов, С. Бабурин, С. Глазьев, писатели и публицисты А. Проханов, В. Кожинов, И. Шафаревич, З. Прилепин. С 1989 г. главным редактором журнала является поэт, публицист и литературный критик С.Ю. Куняев.
Ресурс состоит из двух частей: полный архив журнала «Полис» (с 1991 г.) и полный архив его предшественника – журнала «Рабочий класс и современный мир» (1971-1990).
Издателем журнала «Рабочий класс и современный мир» был Институт международного рабочего движения АН СССР. Институт работал над проблемами рабочего движения, положения рабочих в разных странах, истории рабочего, профсоюзного и революционного движения, изучал различные идеологические течения левого толка. Такая тематика исследований находилась на стыке различных наук: экономики, политологии, истории, философии и требовала комплексного подхода. Сотрудники института и ученые, занимавшиеся похожей проблематикой, публиковали результаты своих исследований на страницах журнала «Рабочий класс и современный мир». Публикации журнала стали своеобразной витриной сразу нескольких направлений советской науки.
В 1991 г. Институт международного рабочего движения стал Институтом сравнительной политологии (в 2005 г. этот институт вошел в состав Института социологии РАН), сменил название и журнал. Новый журнал «Полис. Политические исследования» сосредоточился на проблемах политологии во всех ее проявлениях. Журнал изучает вопросы управления, государственности, идеологии, культуры. В «Полисе» публикуются ведущие отечественные политологи и философы, а также зарубежные исследователи. С 2007 г. главным редактором журнала является профессор МГИМО Сергей Чугров. Материалы журнала являются своего рода «зеркалом» российской политологической науки в конце XX – начале XXI веков.
Полная электронная версия главного российского академического журнала в области истории включает все номера этого издания с 1926 года, а также полные архивы журналов-предшественников: «Историк-марксист» (до 1941 г.) и “Исторический журнал” (1937 – 1945 гг.). На страницах «Вопросов истории» публиковали свои труды ведущие специалисты Советского Союза, России и зарубежных стран.
Тематика журнала обширна, она охватывает как отечественную, так и мировую историю. «Вопросы истории» освещают научные дискуссии по самым разным проблемам истории, исследуют проблемы исторической науки, ее научный статус, роль и место в быстро изменяющемся мире. Анализ материалов данного издания позволяет составить представление о развитии отечественной историографии в ХХ веке. Особое место в «Вопросах истории» занимают публикации исторических документов, в основном архивных, долгое время находившиеся под запретом. Эти материалы публикуются в рубрике “Политический архив XX века”. Заслуживают особого внимания такие его разделы, как “Исторические портреты”, “Историческая публицистика”, “Историки о времени и о себе”.
Ресурс особенно полезен для студентов, преподавателей вузов, а также для всех интересующихся исторической наукой.
«Вопросы литературы» – советский и российский научный журнал по истории и теории литературы. Он издается с 1957 года и является самым авторитетным в России журналом, посвященным литературной критике и литературоведению, одним из наиболее известных и авторитетных периодических изданий по филологии. В журнале печатали свои произведения крупнейшие российские и зарубежные ученые: М.М. Бахтин, В.Б. Шкловский, Д.С. Лихачев, Л.Е. Пинский, С.С. Аверинцев, Цветан Тодоров, Кэрил Эмерсон, С.С. Аверинцев, С.Г. Бочаров, М.Л. Гаспаров, Вячеслав Иванов, В.В. Кожинов, А.М. Турков и др. Первым главным редактором «Вопросов литературы» был литературовед и критик А.Г. Дементьев, с 1959 г. по 1978 г. журнал возглавлял литературовед В.М. Озеров, при котором «Вопросы литературы» стали одним из самых любимых изданий советской интеллигенции. С 1992 по 2009 гг. главным редактором журнала был литературный критик Л.И. Лазарев, с 2009 г. журнал возглавляет литературовед и литературный критик И.О. Шайтанов.
Материалы «Вопросов литературы» – статьи, обзоры, рецензии, «круглые столы» и дискуссии, посвященные самым актуальным проблемам современной отечественной и мировой литературы, архивные публикации, будут интересны исследователям: преподавателям и учащимся средней и высшей школы, филологам, специалистам-литературоведам, славистам.
«Вестник Европы» – самый известный русский литературно-художественный и общественно-политический журнал первой трети XIX в., редакторами которого были писатель и историк Н.М. Карамзин, поэт В.А. Жуковский, профессор Московского университета М.Т. Каченовский.
В «Вестнике Европы» в 1814 г. впервые опубликовал свои стихи А.С. Пушкин, там же публиковались критические отзывы на его творчество. В журнале печатались Г.Р. Державин, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, В.Ф. Одоевский и др. Журнал не утратил своей актуальности и в настоящее время, издание пользуется повышенным интересом со стороны зарубежных исследователей. Электронный вариант «Вестника Европы» доступен в двух форматах – «полный имидж» и «полный текст», причем формат «полный текст» представлен в соответствии с правилами современной русской орфографии.
«Огонек» – один из немногих советских журналов, который был не создан «с нуля», а «возобновлен». Он стал «приемником» дореволюционного журнала с тем же названием. Новый «Огонек» был, во многом, ориентирован на читателей старого – оставшуюся в стране часть дореволюционной интеллигенции, к которой постепенно присоединялись представители интеллигенции «новой» – выходцы из пролетариата и крестьянства. Целью «Огонька» с самого начала была легитимация советской культуры и взгляда на мир. Журнал стремился рассказывать “современному человеку” о “современной жизни”, подразумевая под этим и «новую жизнь» в СССР, и «современную жизнь» за рубежом. Отсутствие грубой пропаганды, тонкий подход журнала к подаче материала, сделали «Огонек» одним из самых популярных и любимых журналов в стране. Его тираж достигал нескольких миллионов экземпляров.
В “Огоньке” всегда публиковались люди, чей голос был важен для общества. Среди его авторов – Владимир Маяковский, Илья Ильф, Евгений Петров, Евгений Евтушенко и многие другие. Лучшие фотографы страны считали за честь разместить там свои работы. Первым главным редактором «возобновленного» «Огонька» был писатель и журналист Михаил Кольцов, он занимал эту должность с 1923 г. до своего ареста в 1938 г. В 1940-1942 г. главным редактором журнала был Е. Петров. Особой популярностью журнал пользовался в период Перестройки, когда его возглавлял писатель Виталий Коротич.
Полный электронный архив журнала является своеобразным окном в жизнь советского (и постсоветского) общества: благодаря тысячам фотографий и иллюстраций мы можем увидеть, как выглядели города и села нашей страны, как одевались, о чем думали и что любили ее жители в прошедшие десятилетия.
Журнал “Огонек” выходил с 1899 по 1918 годы, первоначально как еженедельное иллюстрированное приложение к влиятельной петербургской газете умеренно либерального направления “Биржевые ведомости”. Достаточно быстро завоевав популярность у читателей, “Огонек” стал самостоятельным изданием, ориентированным на широкую аудиторию. С журналом сотрудничали наиболее известные журналисты, писатели, фотографы, литературные критики.
“Огонек” можно было назвать журналом “для всей семьи”, там публиковались материалы, которые могли заинтересовать подростков, женщин, любителей истории, науки, изящных искусств, художественной литературы. В журнале выходили статьи, посвященные актуальным событиям политической жизни в России и за рубежом. Иллюстрации, публиковавшиеся в “Огоньке”, часто носили уникальный характер. Редакция стремилась размещать фотографии и рисунки “с мест событий” – с фронтов Русско-Японской и Первой мировой войны, из района пострадавшего от землетрясения в Италии, с места проведения публичной казни в Персии и т.д.
В 1918 году “Огонек”, основными читателями которого были представители образованных слоев русского общества, был закрыт большевиками вместе с остальными “буржуазными” изданиями. Однако, уже в 1923 году в Москве начал выходить журнал под тем же названием. Концепция нового “Огонька” как популярного иллюстрированного издания была сходна с дореволюционным журналом, но в остальном московский “Огонек” сильно отличался от своей петербургской «тезки». Совершенно другой была не только идеологическая направленность журнала, но и его эстетические характеристики, форма подачи материала, читательская направленность. Наступила новая эпоха, которая потребовала и новый журнал, общим со старым у него было лишь название.
Литературно-политический еженедельник о современной жизни “Нива” был самым популярным журналом второй половины XIX века. Выходившее в Санкт-Петербурге с 1870 по 1918 год издание с увлечением читали представители различных сословий: от школьных учителей и деревенских священников до представителей среднего класса и обеспеченных горожан. В журнале печатались произведения классических русских авторов: Гоголя, Лермонтова, Гончарова, Толстого, Достоевского, Чехова, а также Есенина, Горького, Мандельштама, Н. Гумилева, П. Краснова, Савинкова, Кони, Николая Тихонова, цветные репродукции знаменитых русских художников. К началу ХХ века тираж журнала “Нива” достигал 200 000 экземпляров, что делало его самым популярным изданием в России.
Дополнительный интерес вызывал и регулярный раздел для детей, в 1917 г., выходивший в виде отдельного издания. Авторами раздела были К. Чуковский, Куприн, Саша Черный, Тэффи и другие авторы.
«Русский Архив» – историко-литературный журнал, выходивший ежемесячно в Москве с 1863 по 1917 годы (в 1880-1884 гг. — раз в два месяца). Журнал был основан историком и библиографом П. И. Бартеневым (1829-1912), который возглавлял его на протяжении почти полувека.
«Русский Архив» публиковал преимущественно неизданные мемуарные, эпистолярные, литературно-художественные и ведомственные документальные материалы, которые освещали культурную и политическую историю России и русского дворянства в XVIII и XIX вв. Особенный акцент и предпочтение отдавалось периодам царствований Екатерины Великой и Александра I. Кроме того, большое количество материалов литературно-биографического характера было посвящено жизни и творчеству А. С. Пушкина и «золотому веку» русской литературы и культуры.
«Русский архив» выходил небольшим тиражом (несколько сот экземпляров, максимально – 1300 экземпляров) и сейчас доступен всего в нескольких российских библиотеках. Полный электронный архив журнала открывает читателям доступ к редким и малоизвестным материалам по истории нашей страны.
«Старые годы» — российский журнал, издававшийся в 1907—1916 гг. в Санкт-Петербурге, «ежемесячник для любителей искусства и старины».
«Старые годы» считаются классикой отечественного искусствознания. В журнале публиковались материалы по истории искусства, давались описания частных и общественных коллекций и отдельных предметов, освещались новости международной и российской культурной жизни. Журнал информировал об аукционах и частных продажах произведений искусства в России и за рубежом с указанием картин и цен, знакомил с деятельностью музеев. Большое внимание в журнале уделялось проблемам сохранения памятников искусства и старины России. Среди сотрудников журнала были А. Н. Бенуа, Н. Н. Врангель, Г. К. Лукомский, Н. К. Рерих, В. Я. Курбатов, П. Н. Столпянский и другие. Издателем и редактором журнала был общественный деятель и специалист по истории Петербурга П.П. Вейнер.
Ресурс создан совместно с Центральной городской публичной библиотекой Санкт-Петербурга им. В.В. Маяковского. Доступ к полному архиву журнала «Старые годы» открывается для библиотек и вузов бесплатно по запросу.
Журнал «Русская литература» – одно из наиболее известных советских и российских изданий, посвященных истории русской словесности, современной отечественной литературе, литературной критике.
Журнал является авторитетным источником биографической и литературоведческой информации об авторах, пишущих на русском языке. «Русская литература» была основана в 1958 г. и с тех пор издается Институтом русской литературы Российской академии наук, более известным как «Пушкинский дом». С самого начала журнал характеризовали широта охвата русского литературного прошлого и современности, разнообразие направлений исследования, актуальность и масштабность проблематики публикуемых работ, состав авторского коллектива, представлявшего филологические учреждения и ведущие высшие учебные заведения страны. На страницах журнала с момента его основания опубликовано свыше шести тысяч работ, ставших своеобразной энциклопедией отечественного литературоведения.
«Крокодил» — советский и российский сатирический журнал. Основан в 1922 году, сначала как приложение к «Рабочей газете», и выпускался одновременно с большим количеством других сатирических журналов (например, «Заноза», «Прожектор» и др.). Впоследствии почти все эти издания были закрыты, и «Крокодил» стал главным и наиболее известным сатирическим журналом страны.
Власти всегда придавали «Крокодилу» достаточно серьезное значение – он не только критиковал недостатки советского быта, помогая снимать тем самым существовавшее социальное напряжение, но и был важным, зачастую незаменимым, пропагандистским инструментом. Сатира «Крокодила» затрагивала ключевые вопросы и центральные события внутренней и внешней политики. Он обличал Льва Троцкого, шпионов и врагов народа, космополитов, западногерманский реваншизм, американский империализм, колониализм, НАТО и т. д. Сатира журнала часто носила жёсткий характер, «Крокодил» не только смеялся, иногда он выносил приговор. Несмотря на это, советские читатели очень хорошо относились к журналу, для многих он был любимым изданием, который читали в минуту отдыха, в обеденный перерыв на работе, в выходной день.
Тираж «Крокодила» достигал 6,5 миллиона экземпляров, его номера попадали в самые отдаленные уголки СССР. Такая всеохватность, «легкость» в сочетании с ярко выраженной политической направленностью делают «Крокодил» интереснейшим источником по истории нашей страны в ХХ веке.
«Иллюстрированная Россия» – еженедельный литературно-художественный журнал, выходил в Париже на русском языке с 1924 г. по 1939 г. Основателем и первым редактором журнала был Мирон Миронов (до 1931 г.), в 1931-1932 гг. «Иллюстрированную Россию» возглавлял выдающийся русский писатель Александр Куприн, с 1932 г. издание управлялось редколлегией, куда входили писатели Иван Бунин, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Иван Шмелев и Борис Зайцев.
«Иллюстрированная Россия» продолжала традицию дореволюционных иллюстрированных литературно-художественных еженедельников. Издание публиковало материалы обо всех сторонах жизни русской эмиграции в разных странах, в том числе таких экзотических как Абиссиния, Филиппины, Парагвай, Цейлон и т.д. В «Иллюстрированной России» выходили статьи, посвященные общественно-политической жизни, репортажи, путевые заметки. Публикации, как правило, сопровождались большим количеством фотографий и рисунков. Журнал ориентировался на широкие слои русской эмиграции и стремился быть внепартийным изданием, не примыкая ни к одному из политических направлений, существовавших в эмигрантской среде.
Журнал не был исключительно интеллектуальным, «элитарным» изданием. Среди его рубрик были такие как “Смесь” (пестрый юмористический раздел), “Женская страничка” (с выкройками фасонов “парижских мод”), “Автомобильный отдел”, “Ответы читателям”, “Почтовый ящик” (частные объявления, знакомства, розыск пропавших после революции), “Говорят, что…” (занимательные факты – как исторические, так и из жизни современников), “Вечера у Деда-Всеведа” (загадки, головоломки, конкурсы). Проводились конкурсы детских рисунков, журнал был организатором конкурсов красоты «Мисс Россия». Такой универсальный, всеохватывающий характер «Иллюстрированной России» позволил ей стать своеобразной «энциклопедией» эмигрантской жизни, важным источником по истории межвоенного периода.
Журнал «Красный архив» был основан в 1922 г. как издание Центрального архива РСФСР. Позже издателем журнала были Центральный архив СССР и Центральное архивное управление СССР. В первом номере «Красного архива» его основное задачей называлось «разоблачение тайн империалистской политики и дипломатии» с помощью публикации ранее секретных дипломатических и иных документов. Эту задачу журнал старался выполнять в течение всего периода своего существования.
За 19 лет вышло 106 номеров «Красного архива». Журнал опубликовал более 900 уникальных документов по истории России в XIX – XX веках. В их числе дипломатические документы, дневники и персональная корреспонденция членов царской семьи и высших чиновников императорской России, документы 3-го отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии (российской политической полиции) и Департамента полиции. Большое внимание «Красный архив» уделял истории российского революционного движения, РСДРП, публиковались документы по истории Гражданской войны, по истории зарубежных стран. В журнале выходили и документы по истории русской культуры: неизданные или малоизвестные материалы, а также дневники и переписка Пушкина, Достоевского, Толстого, других писателей.
Вступительные статьи и комментарии к материалам, публиковавшимся в «Красном архиве», писали самые известные советские историки и общественные деятели: М.Н. Покровский, Е. В. Тарле, Е. М. Ярославский, Н.К. Крупская, В.В. Максаков и др. Публикации журнала являются важным источником по истории советской историографии, в том числе т.н. «марксистской историографии», одним из самых заметных представителей которой был М.Н. Покровский. В наши дни «Красный архив» может быть интересен не только для историков, занимающихся дореволюционным периодом, но и для специалистов по истории 1920-х – 1930-х гг.
В результате событий Революции и Гражданской войны территорию Советской России покинули около 2 миллионов человек. Одним из направлений эмиграции стал Китай. В 1923 году на территории этой страны (включая Маньчжурию) проживало около 400 тысяч выходцев из России. Важным центром эмиграции был Харбин, основанный в 1898 году по распоряжению российского правительства в ходе строительства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). В городе, первоначально называвшимся «железнодорожный поселок Сунгари», располагались Строительное управление, а затем администрация КВЖД – очень важной для России трассы, связывавшей Владивосток с центром страны по кратчайшему пути.
Покидавшие страну в конце Гражданской войны люди присоединялись в Харбине к десяткам тысячам русских, живших в городе с дореволюционных времен. Большинство старожилов составляли специалисты и обслуживающий персонал, работавшие в системе КВЖД. До революции дети харбинцев и русских жителей Маньчжурии ездили получать образование в России, после 1917 г. это стало невозможным. Возникла необходимость организации русских средних и высших учебных заведений в самом Харбине. В 1920 году там был основан Харбинский техникум, позже ставший Харбинским политехническим институтом (ныне Харбинский политехнический университет). Основной задачей нового учебного заведения была подготовка инженеров для работы на КВЖД, В1920-е-1930-е гг. в институте обучались, в основном, выходцы из России. Учебный процесс проходил на основе российских дореволюционных образовательных стандартов. Институт был важным центром русской жизни Харбина, в 1925-1935 гг. его ректором был бывший министр в правительстве Колчака Леонид Устругов, среди выпускников были не только инженеры, успешно работавшие потом в разных странах, но и, например, известный советский джазмен Олег Лундстрем.
Японская оккупация Харбина, события Второй мировой войны, освобождение города советскими войсками в 1945 г. и последующее создание Китайской народной республики стали причиной массового оттока русского населения из города. Люди переезжали в США, Австралию, Южную Америку, возвращались в СССР. В 1969 году группой выпускников Харбинского политехнического института в Сиднее (Австралия) был основан журнал «Политехник», посвященный истории КВЖД, русской жизни в Харбине и Маньчжурии. В журнале публиковались биографии и воспоминания выпускников института, статьи бывших жителей Харбина. Журнал презентовал себя как наследника газеты «День политехника», выходившей в Харбине в 1924-1930 гг. В 1969-1979 гг. журнал выходил ежегодно (всего вышло 10 номеров), номера 11-17 вышли в период с 1984 по 2012 гг. Тираж журнала обычно составлял несколько сот экземпляров (максимальный тираж – 2000 экземпляров был у номера 10), издание распространялось среди членов русской общины Австралии и практически не попадало в советские и российские библиотеки. В настоящее время, номера «Политехника» доступны в России всего в одной библиотеке в Москве. Тем не менее, недооценивать значение журнала нельзя. Он является важным источником по истории русской эмиграции в Китае, анализирует пока достаточно малоисследованные вопросы, связанные с русской технической наукой, высшим и средним образованием за рубежом в межвоенный период. Полная электронная версия журнала будет интересна не только специалистам, но и студентам, всем интересующимся русской историей в ХХ веке.
Журнал Минздрава СССР «Советское здравоохранение» был основан во время Великой Отечественной войны, в 1942 г., и во все годы своего существования считался главным советским изданием по медицине. В журнале выходили исследования, посвященные истории медицины, экономическим и социальным основам организации здравоохранения в СССР, медицинскому образованию, политике в области здравоохранения. Материалы, публиковавшиеся в журнале, являются важным источником для анализа организации системы бесплатного здравоохранения в Советском Союзе. Наряду с научными статьями, в журнале публиковались материалы конференций, письма, рецензии, а также библиография книг по медицине, выпускавшихся в СССР. Журнал «Советское здравоохранение» был закрыт в 1992 году. Доступ к полному архиву журнала открывается для библиотек и вузов бесплатно по запросу.